В легендарном «Остехбюро» создавались первые телеуправляемые подводные лодки и самолеты.
Подпись Ленина производила магическое действие, и Владимиру Бекаури удалось создать собственный институт. Летом 1920 года произошла встреча В.И. Ленина с безвестным изобретателем Владимиром Бекаури. Визит был важным и секретным, посему сведения о нем, естественно, не вошли в многочисленные труды, посвященные биографии великого вождя революции. Разговор шел о системе электрической сигнализации для стальных сейфов. Хорошо известно, в том числе на недавних примерах, что борцы за свободу и гласность, придя к власти, засекречивают все, что можно и что нельзя. Электрическая сигнализация на сейфах показалась Ленину «архиважной». Военно-секретный характер
Средства на сигнализацию были выделены. Действовала система безотказно, и теперь вождь мог быть спокоен за свои тайны. Но Бекаури не унимается и снова обращается к Ленину, но на сей раз с предложением создать телеуправляемое оружие, способное сокрушить армию и флот любого империалистического государства. Вождь помнил о сейфах и с ходу подмахнул мандат Совета труда и обороны. Мандат гласил: «Дан... изобретателю Владимиру Ивановичу Бекаури в том, что ему поручено осуществление в срочном порядке его, Бекаури, изобретения военно-секретного характера». Подпись Ленина производила магическое действие на военных и совслужащих, и Бекаури удалось создать собственный институт – «Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения», а сокращенно «Остехбюро».
«Остехбюро» передали здание по адресу: Петроград, ул. Госпитальная, д. 3/8. На 3-м этаже этого здания Бекаури устроил себе кабинет. (Кстати, сейчас его занимает директор ЦНИИ «Гранит».) В «Остехбюро» переводят лучших петроградских специалистов в области радиотехники, электрических машин и т.д. А 7 февраля 1922 года ему передают завод Пеко, переименованный в «Красный изобретатель».
«Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения», а сокращенно «Остехбюро» Персональная эскадра
18 августа 1921 года Бекаури издает приказ № 2, согласно которому в «Остехбюро» было образовано 6 отделений: специальное, авиационное, подводного плавания, взрывчатых веществ, электромеханическое и экспериментальных исследований. Таким образом, Бекаури брался за задачи, посильные только целой группе научно-исследовательских институтов. И результаты не заставили себя ждать.
В сентябре 1922 года в опытном бассейне в Петрограде Бекаури провел испытания мин ВУ, управляемых звуковым сигналом. Одновременно началось формирование воздушной и морской эскадры (!)»Остехбюро»: в декабре 1922 года завод «Красный летчик» передал для опытов самолет № 4 «Хендли Пейдж», в феврале 1924-го ВМС передали тральщик «Микула», а чуть позже эсминец «Сибирский стрелок» (переименованный в «Конструктор») и сторожевой корабль «Инженер».
На 1925/26 финансовый год «Остехбюро» выделено 3571 млн. рублей, включая 1 миллион, выплаченный лично Бекаури. На 4 февраля 1927 года в «Остехбюро» числилось 447 человек, из них 78 членов и кандидатов в члены партии. Для того времени это был огромный коллектив. Даже такие гиганты, как Обуховский и Путиловский заводы, имели к 1917 году не более 40 проектантов.
Рекорд дальности
Неожиданно Бекаури загорелся идеей тяжелого самолета. Поначалу хотели заказать его в Англии, но заказ со-рвался, и в начале 1924 года он был размещен в ЦАГИ. Проектирование тяжелого бомбардировщика, получившего название АНТ-4, а позже – ТБ-1, было поручено Андрею Туполеву.
В 1925 году Бекаури поручил ЦАГИ начать работы по проектированию четырехмоторного военного самолета ТБ-3РТ3, который опять же поручили Туполеву. Позже самолет получил обозначение АНТ-6 и ТБ-3. Самое интересное, что командование ВВС первое время не знало о работах ни над ТБ-1, ни над ТБ-3. Научно-технический комитет ВВС проявил интерес к АНТ-6 лишь в июне 1926 года.
В июне 1937-го Чкалов, Байдуков и Беляков на самолете РД выполнили рекордный перелет из Москвы в США (Портленд) через Северный полюс, покрыв расстояние около 10 тысяч километров за 63 часа 25 минут. Месяцем позже другой самолет РД выполнил новый рекордный перелет Москва – Сан-Джасинто, 11,5 тысяч километров за 62 часа 17 минут.
Долгое время историки ломали голову – зачем нищей стране потребовалось тратить колоссальные ресурсы для установления рекордов? Версия о том, что рекордные самолеты можно было использовать в качестве бомбардировщиков, не выдерживала критики. РД был тихоходной и маломаневренной махиной, развивавшей скорость всего 246 км/ч, а для старта ей требовалась бетонная полоса длиной 3–4 км. Заметим, что тогда все военные самолеты действовали с грунтовых аэродромов.
Тяжелый бомбардировщик ТБ-1: после принятия его на вооружение в СССР стали создаваться первые авиационные бригады тяжелобомбардировочной авиации. Кроме сухопутного выпускался также поплавковый вариант ТБ-1П. Производство их закончилось в 1932 г. Самолеты-роботы
Автору удалось найти в архиве документ, раскрывающий главное назначение самолетов РД. Оказывается в «Остехбюро» проектировался «телемеханический» самолет, который мог в телеуправляемом режиме лететь по сигналам радиомаяков. На вооружение «телемеханический РД» должен был поступить как раз в 1937 году. Стартовав с подмосковного аэродрома Монино, эта машина могла доставить полтонны взрывчатки в любую точку Северного полушария – на 30 лет раньше межконтинентальных самолетов-снарядов «Снарк», «Буран» и «Буря».
Снятые с вооружения, они еще долгое время использовались в качестве транспортных самолетов, называвшихся Г-1. Всего самолетов этого типа было построено 216 Торпеды
Однако радиоуправляемыми самолетами Бекаури не ограничился. Тут же родилась идея приделать радиоуправление к морским минам и торпедам. Бумага с магической подписью Ленина делала свое дело: в 1926 году в распоряжение «Остехбюро» был передан ленинградский завод «Торпедо».
Для сбрасывания мин и торпед для «Остехбюро» закупили в Англии два торпедоносца Blackbury Swift и два германских гидросамолета ЮГ-1 конструкции Юнкерса. Позже использовались бомбардировщики ТБ-1 как в колесном, так и в поплавковом вариантах. Для своей авиации «Остехбюро» получило несколько аэродромов.
Сведения о созданных по этой программе радиоуправляемых торпедах «Акула-1» и «Акула-2» засекречены до сих пор. Известно лишь, что с 26 августа по 30 октября 1935 года «Остехбюро» успешно провело их заводские испытания в Петрозаводской губе. По результатам заводских испытаний «Акулу-2» решили передать на войсковые испытания. Управление торпедами производилось с самолета.
Первая АПЛ
Мало кто знает, что первая АПЛ появилась задолго до знаменитого «Ленинского комсомола». Само собой разумеется, родилась она в стенах «Остехбюро». Было, правда, одно «но»: аббревиатура расшифровывалась не как «атомная», а как «автономная подводная лодка». Для их разработки в начале 1934 года в «Остехбюро» был создан специальный отдел. Руководил им инженер Ф.В. Щукин. В отделе в 1934–1936 годах параллельно проектировались: автономное подводное специальное судно (АПСС); автономная подводная лодка (АПЛ); радиотелеуправляемая подводная лодка и малая подводная лодка водоизмещением 60 т.
АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение 7,2 т, подводное – 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» – надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц», созданной специалистами того же «Остехбюро». В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки весом 500 кг.
В том же 1935 году, когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству лодок на Ленинградском судостроительно-механическом заводе № 196 «Судомех». Были построены сразу две лодки проекта, которые в 1936 году проходили заводские испытания. Увы, дальше заводских испытаний дело не пошло. Куда затем исчезли оба образца АПСС – можно только гадать.
В «Остехбюро» проектировался «телемеханический» самолет, который мог в телеуправляемом режиме лететь по сигналам радиомаяков. На вооружение «телемеханический РД» должен был поступить как раз в 1937 году. Стартовав с подмосковного аэродрома Монино, эта машина могла доставить полтонны взрывчатки в любую точку Северного полушария – на 30 лет раньше межконтинентальных самолетов-снарядов «Снарк», «Буран» и «Буря» Подводный пигмей
На том же заводе была построена и автономная подводная лодка «Пигмей». Надводное водоизмещение «Пигмея» составляло 18,6 т, длина – 16 м, ширина – 2,62 м. Скорость надводная – 5 узлов, подводная – 6 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 290/60# миль (540/110 км). (По другим данным дальность плавания экономическим подводным ходом составляла 18 миль – 33 км.) Предельная глубина погружения – 30 м. Автономность – 3 суток. Экипаж – 4 человека. «Пигмей» был вооружен двумя 450-мм торпедными аппаратами (бортовыми, с открытым хранением торпед) и одним 7,62-мм пулеметом.
Лодку по железной дороге доставили в Севастополь, где она в октябре 1936 года под условным наименованием «Подводная лодка ‘Остехбюро’» прошла испытания. Командовал «Пигмеем» старший лейтенант Б.А. Успенский. Испытания показали, что управление «Пигмеем» по радио с самолета практически невозможно, и его стали испытывать как обычную сверхмалую подводную лодку с экипажем на борту.
Несмотря на ряд выявленных недостатков «Пигмея», руководство ВМС РККА приняло решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии – в 1937 году. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния».
К началу Великой Отечественной войны АПЛ «Пигмей» официально числилась за наркоматом ВМФ как опытная подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей Севастопольской базе «Остехбюро» в Балаклаве, по другим – перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия наркомата ВМФ. Летом 1942 года «Пигмей» оказался в руках немцев. В августе 1942-го лодку с большим интересом осмотрели итальянские офицеры – командиры сверхмалых подводных лодок типа СВ, базировавшихся в Балаклаве. Дальнейшая судьба лодки неизвестна.
Итак, ни одна телеуправляемая подводная лодка, равно как и телеуправляемый самолет, так и не поступили на вооружение РККА. Самого же Бекаури и его «Остехбюро» ждал печальный конец. Но об этом в следующей статье.
Источник: http://www.popmech.ru/article/1942-voyna-krasnyih-robotov/ |