Мысли обычного инженера о государстве, его устройстве и целях
Для начала дадим определение — что есть государство. В настоящее время
не существует однозначного и устоявшегося определения ни в
международном праве, ни в науке — (желающие подробностей обратитесь в
Википедию).
Но почти во всех определениях постулируется акт воздействия государства
на общество. Именно этот ключевой момент и будет фигурировать в моем
определении. Итак, государство есть система общественных отношений,
имеющая обратную связь и некий набор целей.
Термин «обратная связь» впервые был использован в Теории
Автоматического Управления (ТАУ), которая появилась во второй половине
19 века. Управление — это некое информационное либо физическое
воздействие на произвольный объект с целью достижения требуемых
состояний и/или процессов. Различают три принципа управления:
1) принцип разомкнутого управления (контур управления не учитывает
влияние возмущений управления на параметры процесса, не способен
работать во всем пространстве возможных внешних воздействий)
2) принцип компенсации (быстрее и точнее способа 1, но не учитывает все
пространство возможных внешних воздействий, т.к. как учитывает только
текущее отклонение от заданного набора параметров управления)
3) принцип обратной связи (точность регулирования в широком
пространстве возможных внешних воздействий, но добавляет инерционность
в контур управления)
В данном случае объектами воздействия выступают как само государство
(как система) — так и общество (как некая общность людей, вступающих
между собой в разного рода отношения). Многие вопросы будут оставлены
за скобками, но умный и пытливый ум читателя самостоятельно сможет
сделать необходимые выводы :).
Итак — какой же набор целей стоит перед государством? Как ни
удивительно — цель собственно одна, она лишь делится на множество
нижележащих целей, и этой целью является обеспечение выживание народа,
его создавшего. Например:
- цель адаптации системы общественных отношений к внешним условиям среды обитания и /или изменения самих среды/общества
- цель развития государства «на перспективу», планирование его развития
- цель сохранения и социального, цивилизационного, эволюционного
прогресса народа — без которого вообще невозможно государство, и без
прогресса которого он не в состоянии будет соответствовать вызовам
внешней среды обитания и/или не имеет перспектив на выживание в будущем.
- — и т.д.
ТАУ дает готовый мат.аппарат для анализа и конструирования систем управления.
Интересующиеся нас выводы следующие:
1) Система управления тем эффективнее — чем "короче" обратная связь в
контуре управления (при внесении самой обратной связью инерционности в
управление).
2) Эффективность любой системы управления обратно пропорциональна её устойчивости.
Под эффективностью системы управления понимается отношение затрат на её
существование к полученному результату и полнота использования
имеющегося пространства возможных решений в управлении при реакции на
внешнее воздействие.
Под устойчивостью понимается возможность адекватного внешнему
воздействию функционирования системы управления в широком диапазоне
возможных внешних воздействий.
Как мы видим — между этими двумя выводами есть явное противоречие. С
одной стороны — эффективность системы увеличивается при увеличении
"качеств" обратной связи, а с другой стороны — уменьшается устойчивость
самой системы (из-за возникновения инерционности в контуре управления,
что увеличивает время реакции на внешнее воздействие, и что делает
вероятным существование системы в неадекватном ситуации состоянии в
некоторые моменты времени). В ТАУ для борьбы с инерцией системы
управления используется как дополнение используется принцип компенсации
— уменьшающий время реакции на внешнее воздействие.
При переложении этих выводов на устройство государства имеем: обратная
связь — бюрократический аппарат государства, устойчивость системы
управления — существование самого государства как системы общественных
отношений, использование принципа компенсации для уменьшении
инерционности — сам народ, на месте реагирующий отклонения от неких
условий существования/состояния среды.
Получаем:
1) Государство тем эффективнее — чем быстрее, профессиональнее
бюрократический аппарат государства реагирует на новые условия среды.
На государство возложены законодательные функции, национальная
безопасность и оборона, ВПК.
2) Соблюдение баланса между эффективностью бюрократического аппарата и
устойчивости существования государства — в балансе разграничений
ответственности между государственным бюрократическим аппаратом и самим
народом, который сам решает сиюминутные проблемы без участия
государства посредством местного самоуправления, народной милиции,
развитого малого и среднего бизнеса.
Если бюрократический аппарат будет пытаться реагировать и управлять всеми протекающими процессами в стране — то скорее всего:
1) У него просто не хватит возможностей для полного контроля — в силу
ограниченности имеющихся ресурсов и наличия «качественных»
управленцев(идея о том, что каждый может быть «качественным»
управленцем является утопией — как и известное изречение, что каждая
кухарка способна управлять государством).
2) Чем больше система управления(бюрократический аппарат) — тем сложнее
бороться с её «деградацией» по ходу эволюции при настройке и адаптации
к воздействию внешней среды и вновь возникающих цивилизационных вызовах.
3) Не используется принцип саморегуляции систем — при должном
воспитании народ сам в состоянии успешно решать многие проблемы — без
какой либо необходимости государственного вмешательства (местное
самоуправление, народная милиция), что значительно увеличивает
устойчивость и шансы государства(народа) на выживание в экстремальных
условиях при значительных потерях в численности бюрократического
аппарата.
Но с другой стороны — при полном отсутствии некоторых необходимых
управляющих воздействий государственного аппарата — определяющего
вектор развития народа и подготавливающего его к возможным глобальным
угрозам (исчерпание земных ресурсов по причине их конечности, что
вынуждает начать космическую экспансию, вероятность некоего глобального
катаклизма и т.д.) на основе экспертной оценки лучших представителей (а
бюрократия в государстве должна состоять из лучших представителей
народа), значительно уменьшаются шансы на долговременное существование
самого народа.