Приветствую Вас ГостьСуббота, 20.04.2024, 05:06

Технократическое Движение


Каталог статей

Главная » Статьи » Технология

ЛУНТРАНСГАЗ

"Термоядерный синтез — это будущее, но для него нужно сырье. Оно есть на Луне — изотоп гелий-3... Шансы всех игроков и будут зависеть от того, есть ли у них независимый доступ в космос", — говорит глава РКК "Энергия" Николай Севастьянов 

Компания РКК "Энергия" предложила Роскосмосу амбициозный проект. Производители космической техники обещают уже к 2020 году создать транспортную систему, которая свяжет Землю с Луной. Речь идет не о серии полетов с чисто научными и пропагандистскими целями, подобными тем, что в 70-е годы прошлого века осуществили американцы. Российские ученые собираются заняться промышленным освоением спутника Земли, а именно — добычей там топлива будущего. О деталях проекта в интервью "Итогам" рассказал президент и генеральный конструктор РКК "Энергия" Николай Севастьянов.

Николай Николаевич, еще не завершено строительство МКС, а вы уже заявили, что пора бы составить подробный план промышленного освоения Луны. Не слишком торопитесь?

При нынешних темпах развития цивилизации самым дорогим становится энергия. Значит, надо изучать возможности выхода на новые ее источники и на технологии использования — вот идея, которая движет всеми. На первый взгляд, добыча гелия на Луне может показаться утопией. Но, разобравшись, понимаешь, что технически это реализуемо. Более того, закладывать фундамент будущей энергетики нужно уже сейчас.

Осваивать новые космические технологии России предстоит самой или путем международного сотрудничества? 

Часть работ необходимо, на мой взгляд, провести самим, чтобы получить приоритет на ряде направлений. Речь идет о создании нашей собственной транспортной системы. У США цели такие же: до 2014 года американцы намерены сделать все, чтобы получить независимый доступ в космос. Они официально заявили, что не допустят к разработкам новой транспортной системы иностранцев — только своих.

Николай Николаевич, еще не завершено строительство МКС, а вы уже заявили, что пора бы составить подробный план промышленного освоения Луны. Не слишком торопитесь?

При нынешних темпах развития цивилизации самым дорогим становится энергия. Значит, надо изучать возможности выхода на новые ее источники и на технологии использования — вот идея, которая движет всеми. На первый взгляд, добыча гелия на Луне может показаться утопией. Но, разобравшись, понимаешь, что технически это реализуемо. Более того, закладывать фундамент будущей энергетики нужно уже сейчас.

Осваивать новые космические технологии России предстоит самой или путем международного сотрудничества? 

Часть работ необходимо, на мой взгляд, провести самим, чтобы получить приоритет на ряде направлений. Речь идет о создании нашей собственной транспортной системы. У США цели такие же: до 2014 года американцы намерены сделать все, чтобы получить независимый доступ в космос. Они официально заявили, что не допустят к разработкам новой транспортной системы иностранцев — только своих.
Николай Николаевич, еще не завершено строительство МКС, а вы уже заявили, что пора бы составить подробный план промышленного освоения Луны. Не слишком торопитесь?

При нынешних темпах развития цивилизации самым дорогим становится энергия. Значит, надо изучать возможности выхода на новые ее источники и на технологии использования — вот идея, которая движет всеми. На первый взгляд, добыча гелия на Луне может показаться утопией. Но, разобравшись, понимаешь, что технически это реализуемо. Более того, закладывать фундамент будущей энергетики нужно уже сейчас.

Осваивать новые космические технологии России предстоит самой или путем международного сотрудничества? 

Часть работ необходимо, на мой взгляд, провести самим, чтобы получить приоритет на ряде направлений. Речь идет о создании нашей собственной транспортной системы. У США цели такие же: до 2014 года американцы намерены сделать все, чтобы получить независимый доступ в космос. Они официально заявили, что не допустят к разработкам новой транспортной системы иностранцев — только своих.

Фото: Владимир Новиков

По словам николая Севастьянова (на фото), перспективный космический аппарат "Клипер" позволит наладить постоянное сообщение между околоземной и окололунной станциями 

Зачем России с ее огромными запасами углеводородов искать источники энергии в космосе? 

Сегодня все страны, имеющие космические программы или только мечтающие о них, понимают, что пришло время для промышленного освоения космоса. Сейчас оно ограничивается развитием спутниковых группировок в интересах информатизации общества, а завтра придет время энергетики. Дело в том, что основными двигателями развития современной цивилизации являются энергетика и информатизация. В 90-е годы Россия испытывала последствия серьезного отставания в области информатизации, что осложняло проведение экономических реформ. Сегодня эту проблему по большей части решили. Теперь на очереди энергетика. Даже обладая большими запасами нефти и газа, нельзя быть застрахованным от истощения ресурсов. Термоядерный синтез — это будущее, но для него нужно сырье. Оно есть на Луне — изотоп гелий-3. Впрочем, помимо гелия-3 там еще много чего есть. Весь вопрос в том, как это богатство доставить на Землю. Какова будет себестоимость, а соответственно и рентабельность добычи? Львиная доля издержек — транспортные расходы. Шансы всех игроков и будут зависеть от того, есть ли у них независимый доступ в космос.

Как вы представляете себе реализацию проекта промышленного освоения Луны? 

Для начала несколько слов о том, почему его надо реализовывать. Как я уже упоминал, спутница Земли чрезвычайно богата редкими и ценными ископаемыми. По разным оценкам, от одного до пятисот миллионов тонн того же гелия-3. И хотя технология по его использованию на Земле еще только отрабатывается, начинать рассматривать проект по его добыче надо уже сегодня. По подсчетам, на создание промышленного термоядерного реактора уйдет около тридцати лет — этого как раз хватит на то, чтобы организовать добычу гелия-3. Сначала отправим к Луне зонды — автомата вполне достаточно для решения задачи сбора первичной информации. А вот для промышленного освоения потребуется человек. Стало быть, надо готовиться к тому, что в космос скоро полетят не только космонавты-испытатели, но и представители гражданских профессий — инженеры, механики, геологи.

Так по замыслу РКК "Энергия" выглядит схема полетов к спутнику Земли
(РБ — разгонный блок, ВПК — взлетно-посадочный комплекс)

С чего думаете начать? 

С того, что есть. Сегодняшние технологии позволяют осуществить первые пилотируемые полеты к Луне на кораблях "Союз" с разгонным блоком ДМ. Конечно, "Союз" придется модернизировать — будем использовать технологию сборки на орбите, проще говоря, на МКС. Денег на это пока нет: в Федеральной космической программе нет упоминания о пилотируемых полетах на Луну. Наша корпорация предлагает это исправить, разработав лунную программу.

По вашим расчетам, сколько это будет стоить? 

Шесть полноценных экспедиций с высадкой на Луну, базируясь на нынешних технологиях, — порядка 2,5 миллиарда долларов. Но прежде чем высаживать на Луне человека, надо будет провести рекогносцировку на местности, отработать технологии, спуск и подъем. Иными словами, общее число экспедиций около десяти, шесть из которых будут пилотируемыми.

Представим, что вам дали добро и средства. Как быстро РКК "Энергия" могла бы реализовать задуманное? 

В 2010 году к Луне полетел бы зонд, в 2012-м — пилотируемый облет Луны, а в 2014-м туда отправился бы человек.

И как это будет выглядеть в деталях? 

Если в 60-70-е годы прошлого века ставка делалась на супертяжелые лунные ракеты, то только потому, что сборка в космосе представлялась чем-то фантастическим. Сегодня было бы экономичнее и эффективнее собирать комплекс на орбите. Чтобы отправить человека на Луну, сначала надо отправить на окололунную орбиту взлетно-посадочный модуль. Следом мы делаем еще один полет — доставляем космонавтов на МКС: они там адаптируются и ждут сборки корабля с разгонным блоком. Дальше по схеме: летят к Луне, стыкуются с лунным модулем, опускаются на поверхность, работают, поднимаются и — в обратный путь.

Фото: Валентин Кузьмин (ИТАР-ТАСС)

"Союз" справится с задачей?

Он и разрабатывался когда-то для лунной программы. Без человека — с черепахами — он уже летал к Луне. А в 70-е к спутнику Земли должны были отправиться люди — готовились Леонов и Макаров. Но им предстояло лететь на "Протоне", у которого в то время слишком часто случались аварии. В результате полет отменили.

Но "Союз" — это вчерашний день. Что придет ему на смену?

Вы правы: нужно снизить стоимость полета человека в космос и доставки грузов на околоземную орбиту. Самый дорогой участок полета — от поверхности Земли до околоземной орбиты, так как в атмосфере надо разогнаться до 8 км/сек. Оторваться от Земли энергетически в три раза сложнее, чем стартовать с околоземной орбиты. РКК "Энергия" разработала транспортную систему "Клипер", которая и поможет снизить издержки в три раза, увеличить число пассажиров до шести.

Им придется готовиться к полету так же, как сегодня космическим туристам, — по году? 

Сегодня это так. Наша задача снизить до трех месяцев время подготовки, а перегрузки до 2,5 G. В таком случае наша система станет окупаемой. Это может обеспечить многоразовая система "Клипер". Мы предлагаем сделать из МКС постоянно действующий искусственный спутник Земли. Вот только кто ее будет транспортно обслуживать? Пока это делают "Союзы" и "Прогрессы", а также шаттлы. Европейцы создают свою транспортную систему — АTV, первый полет запланирован на этот год. Японцы делают НTV, она заработает с 2009 года. США начали проект "Орион" — по замене шаттла, а в России решения по созданию новой системы пока не приняты. Если "Клипер" будет одобрен, это позволит уже с 2015 года значительно снизить затраты на обслуживание МКС. К тому же "Клипер" — это способ наладить постоянное сообщение между околоземной и окололунной станциями. Корабль с крыльями будет доставлять людей с Земли на МКС, а другая его модификация — без крыльев — летать к Луне.

Фото: Григорий Сысоев (ИТАР-ТАСС)

С трудом верится, что такая программа будет стоить России лишь 2,5 миллиарда долларов. 

Флот из пяти кораблей нами оценен в два миллиарда долларов. Для сравнения: США собираются потратить на разработку нового корабля до 8 миллиардов долларов. Если бы мы создавали систему с нуля, как американцы, потратили бы столько же.

На каком этапе мы могли бы пойти на сотрудничество с другими странами в осуществлении лунного проекта? 

На всех этапах. Сначала полеты и исследования с наименьшими техническими рисками. А потом создание промышленных объектов. Нужна постоянно действующая транспортная система на многоразовой основе. Строительство заводов и иных промышленных объектов на поверхности Луны также может осуществляться в рамках международного сотрудничества.

Правильно ли я поняла, что транспортная система — это не только "Клипер"? 

Мы спроектировали еще и многоразовый разгонный блок, который будет дозаправляться и летать между околоземной и окололунной станциями. Плюс транспорт для доставки тяжелых грузов. "Клипер" — это для полетов человека к Луне, своего рода быстрая доставка: не больше трех суток полета. А вот тяжелые грузы — иная задача, здесь надо экономить топливо. Но в этом случае необязательно, чтобы корабль летел быстро. Мы разработали транспортное средство на электрореактивной тяге. Этот буксир обладает малой тягой, но высоким удельным импульсом. Лететь к Луне он будет около года, но если отправлять такие "танкеры" регулярно, то сообщение с Луной станет экономически эффективным. Осталось последнее: разработать окололунную станцию и лунный взлетно-посадочный модуль.

Коллаж: РКК "Энергия"

Вы обладаете готовой лунной программой?

Мы даже предложили ее Роскосмосу. Создание постоянно действующей транспортной системы при наличии финансирования смогли бы осуществить до 2020 года. Если до 2015 года мы создадим флот кораблей "Клипер", то до 2020-го — лунную транспортную систему.

А схема добычи гелия-3 тоже есть?

Это не наш профиль, но технология существует. Собственно, на Луне предполагается делать то же, что и на Земле. Отобрать грунт (реголит), нагреть, сепарировать, обогатить и довести до сжиженного состояния. Одна тонна гелия-3 эквивалентна 20 миллионам тонн нефти!

Вы не опасаетесь, что частные владельцы лунных участков не дадут "бурить" на своих "землях"?

Существует международное соглашение, по которому небесные объекты не могут находиться в собственности какого-либо государства. Продать землю может только собственник, а владельцев "ранчо" на Луне нет. Есть только желание зарегистрировать свои права. На деле же кто первый высадится на Луне, воткнет колышки, тот и станет хозяином участка.

Туристы помогут окупить лунный проект? Вы вроде как выражали готовность "эх, прокатить" их к спутнице Земли за 100 миллионов долларов? 

100 миллионов — эту цену предложил Роскосмос. Подсчитали еще полтора года назад: для того чтобы свозить вокруг Луны туристов, необходимо до 200 миллионов долларов (один запуск ракеты-носителя "Союз" с кораблем "Союз" и еще один — "Протона" с разгонным блоком). Если полетят два туриста за 100 миллионов каждый и один космонавт, то тогда это окупает полет.

Не обидно ощущать себя "космическим извозчиком"?

Нет космического транспорта — нет освоения космоса. Для нас рынок пилотируемых полетов формируют прежде всего космические агентства других стран. Таким образом, сейчас сложилась благоприятная ситуация для расширения российского участия на международном космическом рынке.





Категория: Технология | Добавил: Atoris (24.06.2009)
Просмотров: 949 | Комментарии: 6 | Теги: Технология, космос | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Технократия [55]
Статьи о технократии
Технология [10]
Статьи о технологиях
Биология [4]
Статьи о биологии
Культура [16]
Статьи о культуре
Кибернетика [10]
Статьи о кибернетике
Другое [3]
Разные статьи
Проект "Венера" [0]
Поиск
Статистика



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Locations of visitors to this page




Rambler's Top100